Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
Пишет Quisty-chan:
Почему именно мельница во многих повествованиях выступает местом сосредоточения дьявольских сил? Вода вроде в христианстве - вполне светлый символ, Крещение, все такое? Так откуда эти Гоголи и Пройслеры нахватались такой ереси?
В качестве бонуса - два ремесла - мельник и кузнец. В кузнице вроде бы горн, геенна огненная, а между тем кузнец - профессия гораздо более сакрализированная в положительном смысле. Откуда это, интересно?
pay.diary.ru/~quistis/p72217156.htm
Почему именно мельница во многих повествованиях выступает местом сосредоточения дьявольских сил? Вода вроде в христианстве - вполне светлый символ, Крещение, все такое? Так откуда эти Гоголи и Пройслеры нахватались такой ереси?
В качестве бонуса - два ремесла - мельник и кузнец. В кузнице вроде бы горн, геенна огненная, а между тем кузнец - профессия гораздо более сакрализированная в положительном смысле. Откуда это, интересно?
pay.diary.ru/~quistis/p72217156.htm
Дьявольская мельница перемалывает человеческие души в прах откуда такое, если можно поделитесь источником. Любопытно. Мистическую раннесредневековую мельницу знаю. А это как то прозевала.
Ржавые бесформенные железяки превращаются в прекрасные вещи.
Не совсем так, но верно. Из одной субстанции рождается другая. Т.е. сродни акту творения.
Но кузнец - колдун более древний, действительно языческих врёмен, когда полезная общине магия вызывала и опасение, и восхищение. В мифах боги-кузнецы на стороне людей против всего неуправляемо-хтонического, как минимум, они культурные герои.
Мельницы же в предлагаемом виде массовыми стали в Средневековье (потом уточню, когда; кажется были в античности, но поштучным исключением). Причем нередко как враждебное явление: требование молоть зерно на мельнице сеньора на невыгодных условия, взамен домашнего жёрнова. Располагались на отшибе, что, естественно, подозрительно, и дает-таки возможности для нелегальной деятельности.
А вода в человеческом сознании символ далеко не всегда светлый. Зачастую опасный - омуты, к которых как известно черти водятся, водяные, утопленники. Стихия неуправляемая, которую мельник заставляет работать на себя. Есть и более древний слой: в воде топили жервы богам ("блотят источникам" летописи, Упсальский храм с источником прорицаний и т.д.), и были среди них и животные, и люди (позже - чучела на тех же купальских обрядах).
В общем, наложение работы с опасными силами, культивируемое неприятие потенциальной инаковости и фигура мельника, дерущего семь шкур, имхо.
P.S. Пока растекалась мыслью, hound уложилась в две фразы.
Кузнец... ятд, тут переворот на 180 позитивного языческого к нему отношения. Кстати, у скандинавов в раннее средневековье при контакте их язычества с христианством было распространено противопоставление Христа и Тора. Естественно, при нахождении массы преимуществ у последнего.
К тому же да, молот - создает, устанавливает порядок, жернов - наоборот, истирает, увеличивает энтропию. Думаю, как-то так.
В результате обсуждения на трёх ресурсах сформулировались два постулата (кроме вышеперечисленных, с ними я согласен):
1. Работа кузнеца - создавать из бесформенного куска железа (хаоса) полезную в работе вещь (порядок). Мельник же перемалывал зерна (символ жизни) в муку - убивал их. (с)-Маленькая жуть.
2. Кузнец работает с огнём сам, за мельника же вращает водяное колесо кто-то невидимый. (с)-Алькор
В общем, народ - спасибо!
По-моему, так.
Алькор ВЕРТИКАЛЬНО ВВЕРХ!!! Гость, спасибо. Отождествление: "мельник - чужой" интересное.
Мельник воспринимался, как некто, кто не откровенно чужой, но именно на стыке своего и чужого. С одной стороны, он есть, с ним можно говорить. Но с другой - ты общаешься с ним недолго. И черт его знает, что он делает здесь один. Среди всех этих непонятных механизмов, которые он даже не сам крутит. И вдвойне неизвестно, кто, зачем и когда к нему приходит. А уж если на мельнице что-то случается, то вообще не поймешь, как и что именно вышло. Более того. Не стоит упускать возможность того, что сам мельник может подпустить тумана, рассказывая о всякой нечисти. Хотя бы для поддержания авторитета.
Освит, и я не помню. Даже в "Девичьем переполохе" мельник прикидывается колдуном.